Во многих странах бетонные дороги строятся значительно чаще асфальтных, и делается это несмотря на то, что стоимость таких сооружений выше. Цементобетонное покрытие дороже привычного асфальтного примерно на 70–80%, но если учитывать общие затраты на ремонтные работы и срок эксплуатации, то такие сооружения выгоднее. Единственный реальный недостаток – необходимость вложения больших средств на этапе строительства. И в нашей стране дальновидные заказчики уже отдают предпочтение бетонным дорогам, они понимают, что лучше один раз сделать капитальные вложения и иметь качественное инженерное сооружение, чем пытаться экономить на технологии и в результате иметь недолговечную конструкцию. Какие преимущества имеет бетонная дорога?
- Высокая устойчивость к механическим и климатическим воздействиям. Гарантийный срок службы составляет не менее сорока лет, асфальтированные требуют ремонта через десять лет эксплуатации.
- Уменьшение затрат на технические уходы автомобильного транспорта. Ровные дороги увеличивают межремонтный пробег автомобилей минимум на 35%.
- Устойчивость к негативному воздействию горюче-смазочных материалов и иных химически активных жидкостей.
- Экономия природных ресурсов. Этой проблеме в последнее время уделяется много внимания. Цемент изготавливается из доступного известняка, для асфальта требуется нефть, запасы которой ежегодно стремительно уменьшаются.
Наша компания предоставляет услуги по строительству бетонных дорог различной протяженности. Работы выполняются комплексно, от создания индивидуального проекта и до сдачи объекта в эксплуатацию.
Алгоритм выполнения работ
Конструктивно бетонная дорога представляет собой плиту с толщиной до 24 см, на определенном расстоянии делаются специальные температурные швы, позволяющие предупреждать процессы деформации сооружения.
Процесс строительства состоит из нескольких этапов, точное соблюдение каждого из них гарантирует качество выполненных работ. Алгоритм выполнения работ рассмотрим на конкретном примере создания бетонной дороги для загородных участков. Для выполнения заказа понадобилось три недели, на 800 м2 полотна израсходовано 180 м3 бетона марки М200, в качестве несущего слоя использовался щебень 20×40 мм, армирующий пояс из строительной арматуры периодического профиля Ø 8 мм.
- Разметка и подготовка основания. Разметка делается согласно разработанному проекту. Верхний плодородный слой удаляется при помощи ковшового экскаватора, одновременно выполняется планировка основания. Плодородная почва складируется на специальной площадке и в дальнейшем может использоваться для выравнивания ландшафта участков или вывозиться на полигоны.
При наличии резких перепадов по высоте основание выравнивается. Одновременно удаляются старые дорожные покрытия.
- Посыпка полотна щебнем. Толщина слоя зависит от физических характеристик грунтов, но в большинстве случаев колеблется в пределах 10–15 см. Первоначально щебень выравнивается ковшовым экскаватором или грейдером, точное выравнивание производится вручную.
- Трамбовка щебня. От качества трамбовки во многом зависит устойчивость дорожного полотна. Чем больше плотность основания, тем меньше неравномерная усадка конструкции. Щебень играет еще одну важную роль – компенсирует усилия вспучивания во время замерзания/размерзания грунта. Трамбовка делается при помощи бензинового уплотнительного агрегата (виброплиты). Количество проходов по одному месту не менее трех, образовывавшиеся углубления подсыпаются щебнем. Чем ровнее основание, тем меньше расход дорогостоящего бетона и ниже сметная стоимость строительных работ. В связи с этим ответственные специалисты компании постоянно проверяют качество выполнения работ.
- Изготовление и установка опалубки. Опалубка делается из обрезных досок второго сорта, толщина пиломатериалов 20 мм, высота 15 см. Опалубка выставляется по меткам, для фиксации применяются металлические колышки.
Расстояние между упорами должно исключать прогиб досок во время заливки бетона, в данном случае в пределах 1,5–2,0 м. Для уменьшения вероятности прогиба к нижней кромке вертикальных досок прибиваются горизонтальные. Это не только усиливает конструкцию, но и повышает ее устойчивость. Дорожное полотно разбивается на отдельные поля, между которыми предусмотрены температурные швы. Верхние кромки досок опалубки выставляются по горизонтали, положение контролируется при помощи натянутой веревки.
- Укладка на щебень специального полотна и армирование. Полотно используется для выравнивания основания, исключения локальных нагрузок и защиты от грунтовых вод. Для армирования применяется арматура Ø 8 мм, обвязка прутков выполняется при помощи вязального пистолета. Для того чтобы армирующий пояс работал с бетоном как единая конструкция, он приподнимается над полотном. Согласно существующим нормативным актам арматура должна со всех сторон заливаться слоем бетона толщиной не менее 5 см.
На непрочных грунтах может устанавливаться два ряда армирующего пояса.
- Заливка полотна бетоном. Бетон на дорогу завозится в готовом виде специализированным автотранспортом. Заливка делается по участкам, первичное выравнивание осуществляется ручным методом.
Одновременно с заливкой удаляются из массы воздушные карманы, для этого используется глубинный вибратор.
- Предварительное и окончательное выравнивание поверхности бетона. Для предварительного выравнивания применяются ручные рейки, с их помощью смесь не только ровняется, но и равномерно распределяется по всей площади участка.
Для точного выравнивания поверхности используется виброрейка.
Длина рейки превышает ширину заливаемого участка дороги, края агрегата лежат на досках опалубки. За счет этого выдерживается горизонтальность поверхности полотна. Виброрейка не только качественно ровняет бетон, но и дополнительно уплотняет его. Верхний слой получается прочным, полностью исключаются неровности, удаляется весь воздух.
Финишное выравнивание делается телескопической рейкой. Большая длина рукоятки позволяет обрабатывать удаленные места.
Для схватывания бетона требуется примерно 14 дней, в сухую и жаркую погоду поверхность необходимо несколько раз в день обильно смачивать водой.